РУС БЕЛ ENG

Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гродненского райисполкома
Государственное учреждение образования

Одельская базовая школа

Классному руководителю

                          

ЛУЧШИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБЛАСТНОГО ФЕСТИВАЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (КУРАТОРОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП) «ВМЕСТЕ К УСПЕХУ!»

Ресурсный центр системы образования Гродненской области "Духовно-нравственное воспитание учащихся I ступени общего среднего образования на православных традициях белорусского народа"


Статьи по теории и практике воспитания


Учебно-методическая литература


Основные компоненты классного часа

Целевой - целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационно-деятельностный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа, совместной деятельности. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:
составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;
индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
проведение классного часа;
анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Классный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Это время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Но также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Следует отметить, что классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи, изменяет, содержание и методы проведения той или иной формы классного часа. Но в то же время нельзя не заметить, что все формы классного часа связаны друг с другом. Методика организации и проведения классного часа помогает определить его содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а также целей и задач, которые определил классный руководитель.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности обучающихся, их нравственные представления, интересы и т. д.


Как сделать классный час увлекательным и интересным?


Рекомендации  классному руководителю

по развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся

  • Подхватывайте мысли учащегося и развивайте их тут же, подчеркивая их оригинальность, важность.
  • Усиливайте впечатлительность детей на новое в области их интересов (животные, техника, искусство и т.д.).
  • Поощряйте оперирование предметами, материалами, идеями. Ребенок пытается практически решить поставленные задачи.
  • Учите детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицайте, не отбрасывайте ее.
  • Вырабатывайте у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
  • Не настаивайте на запоминании схем, формул, одностороннего решения там, где имеется много способов.
  • Культивируйте творческую атмосферу - учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли класс встречает с признанием, принимает их, использует.
  • Учите детей ценить свои и чужие мысли.
  • Предлагайте интересные случаи, факты, технические идеи.
  • Стимулируйте        и         поддерживайте        инициативу         учащегося, самостоятельность. Предлагайте проекты, которые могут увлечь.
  • Акцентируйте  талантливых  учеников  на  какой-либо   действительной проблеме, чтобы она занимала их.
  • Создавайте проблемные ситуации, требуйте альтернатив, прогнозирования воображения.
  • Создавайте  поочередно   периоды  творческой   активности   в   школах. Наиболее гениальные решения приходят в такие фазы.
  • Побуждайте доводить начинания до логического завершения.
  • Воздействуйте собственным примером.

     


Список рекомендуемой литературы по организации работы в шестой школьный день

Примерная струтурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования

Структура написания анализа воспитательной работы в классе за год

Циклограмма деятельности классного руководителя

Об организации классного руководства

Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования

Примерная схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива

Социально-педагогическая характеристика класса

Формы проведения информационных часов

Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации

Перечень экскурсионных объектов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий

Рекомендации по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне в учреждениях образования Республики Беларусь

Методические рекомендации по проведению республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі»

Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования


КАЛЕНДАРЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ, ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ, ПАМЯТНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ

I.       Государственные праздники, праздничные дни, памятные даты в Республике Беларусь

Государственные праздники:

День Конституции – 15 марта;

День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;

День Победы – 9 мая;

День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;

День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля.

Общереспубликанские праздничные дни:

Новый год – 1 января;

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;

День женщин – 8 марта;

Праздник труда – 1 мая;

День Октябрьской революции – 7 ноября.

Профессиональные и прочие праздничные дни:

День спасателя – 19 января;

День белорусской науки – последнее воскресенье января;

День печати – 5 мая;

День семьи – 15 мая;

День пионерской дружбы – 19 мая;

День охраны окружающей среды – 5 июня;

День молодежи – последнее воскресенье июня;

День знаний – 1 сентября;

День белорусской письменности – первое воскресенье сентября;

День библиотек – 15 сентября;

День мира – третий вторник сентября;

День пожилых людей – 1 октября;

День учителя – первое воскресенье октября;

День матери – 14 октября;

День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря;

День прав человека – 10 декабря;

День белорусского кино – 17 декабря.

Памятные даты:

День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;

День чернобыльской трагедии – 26 апреля;

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня.

II.      Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями)

Всемирный день заповедников и национальных парков – 11 января;

День юного героя-антифашиста – 8 февраля;

Всемирный день радио – 13 февраля;

Международный день родного языка – 21 февраля;

Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом – 1 марта;

Всемирный день дикой природы – 3 марта;

Всемирный день поэзии – 21 марта;

Международный день лесов – 21 марта;

Всемирный день водных ресурсов – 22 марта;

Всемирный день театра – 27 марта;

Международный день детской книги – 2 апреля;

Международный день спорта на благо мира и развития – 6 апреля;

Всемирный день здоровья – 7 апреля;

Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля;

Международный день полета человека в космос – 12 апреля;

Международный день памятников и исторических мест – 18 апреля;

Международный день Матери-Земли – 22 апреля;

Всемирный день книги и авторского права – 23 апреля;

Всемирный день охраны труда – 28 апреля;

Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне – 8-9 мая;

Международный день музеев – 18 мая;

Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития – 21 мая;

Международный день биологического разнообразия – 22 мая;

Всемирный день без табака – 31 мая;

Международный день защиты детей – 1 июня;

День юннатского движения – 15 июня;

Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня;

Международный день дружбы – 30 июля;

Всемирный день борьбы с торговлей людьми – 30 июля;

Международный день молодежи –12 августа;

Международный день благотворительности – 5 сентября;

Международный день грамотности – 8 сентября;

Всемирный день предотвращения самоубийств – 10 сентября;

Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября;

Международный день мира – 21 сентября;

Всемирный день туризма – 27 сентября;

Международный день пожилых людей – 1 октября;

Всемирный день учителя – 5 октября;

День Организации Объединенных Наций – 24 октября;

Всемирный день городов – 31 октября;

Всемирный день науки за мир и развитие – 10 ноября;

Международный день энергосбережения – 11 ноября;

Всемирный день ребенка – 20 ноября;

Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря;

Международный день инвалидов – 3 декабря;

Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров) – 5 декабря;

День прав человека – 10 декабря;

Международный день солидарности людей – 20 декабря.

 

КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

 

ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 

1 - диагностирующая; 
2 - коммуникативная, 
3 - воспитательная; 
4 - проектирующая; 
5 - организационно-деятельностная; 
6 - развивающая; 
7 - методическая; 
8 - стимулирующая; 
9 - оценивающая; 
10 - охранно-защитная; 
11 - корректирующая.

МЕТОДИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Сегодня обязанности классных руководителей выполняет большинство учителей-предметников, которые объединены в школах в МО методобъединения или методические объединения классных руководителей...
В учебном процессе, знающий методику работы, классный руководитель должен найти те условия, при осуществлении которых "проектирование личности" будет проводиться целенаправленно и осознанно. Успеваемость учеников и качество их знаний во многом зависят от состояния воспитательной работы. Вся система воспитательной работы прямо и непосредственно влияет на повышение успеваемости в классе. Именно классный руководитель в содружестве с учителями воспитывает у учеников сознательное отношение к учебным обязанностям, проводит повседневный контроль за тем, как учится его класс, посещает уроки, вместе с предметниками своего класса намечает пути повышения качества учебной работы.Повышение качества знаний учащихся - дело сложное и длительное. Слаженность в учебной работе, взаимная помощь учителей - всё это помогает повышению качества обучения. С каждым днём мы становимся всё более информированными, образованными. И поэтому главной задачей классного руководителя становится вооружение учащихся знаниями, умениями.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ

"Как составить "Перспективный план воспитательной работы с классом на учебный год" 

  • Раздел I. "Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год".

Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест воспитательного процесса в классе, без выявления тенденций личностного развития учащихся невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на будущий учебный год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.

  • Раздел II. "Цели и задачи воспитательной деятельности"

Работа над планом начинается с определения цели, с постановки задач по достижению этой цели и результата.
Задач должно быть не более 2-3-х. Каждая задача должна быть сформулирована конкретно,
Цель и задачи воспитания должны учитывать уровень развития классного коллектива, возраст детей и условия воспитания (город, деревня и т.д.).

  • Раздел III. Написание перспективного плана:

План на год составить трудно, желательно по полугодиям.
План пишется в соответствии со школьным планом воспитательной работы.
Обилие мероприятий проходит мимо ребенка, не трогает его души. Это тот случай, когда количество не перерастает в качество.
Поэтому нужно просмотреть школьный план, взять только те мероприятия, которые нужны классу, которые подходят к вашим задачам, и работать над ними. В I четверти должно быть не более 5 воспитательных дел. Все свободные классные часыпойдут на подготовку творческого дела. Если есть воспитательные паузы, обсудить с ребятами, подумать, чем можно заполнить.
План не есть нечто застывшее, он рабочий, в него можно вписывать дела по ходу работы. Окончательно план оформится после окончания срока написания плана.

  • Планирование - дело творческое, классный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени соответствует педагогическим воззрениям, содержит необходимую информацию и является удобным для использования в повседневной работе.

выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.

  • Раздел IV. Написание календарного плана на месяц.

Составив перспективный план, необходимо перейти к календарному плану - сетке (помесячно) с указанием недель.
При заполнении этой схемы сначала внесите все общешкольные дела, а затем классные, чтобы не было накладок.

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ ЗА ПРОШЕДШИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

1.Какие задачи ставились на учебный год, их выполнение. 
2.Уровень сплоченности коллектива: 

  • работают отдельные учащиеся класса, выполняют отдельные поручения;
  • работает актив класса;
  • каждый ученик класса активно включен в воспитательный процесс

3.Анализ работы органов самоуправления класса: 

  • учитель возглавляет работу, сам раздает поручения
  • дети по заданию учителя собираются, учитель раздает поручения
  • дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий
  • класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение

4.Участие класса в общешкольных делах: 

  • какое дело вызвало наибольший интерес

5.Работа с "трудными" детьми: 

  • удалось ли вовлечь "трудных" детей в работу класса
  • какие поручения давались
  • какие дела были для них самые интересные

6.Работа с родителями: 

  • кто из родителей не был ни разу на собрании
  • какие вопросы в воспитательной работе класса родителей интересовали больше всего
  • какие совместные дела детей и родителей получались

7. Цели и задачи на следующий учебный год 

Классные родительские собрания.

ФОРМЫ И ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ 

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.
Родительские собрания могут быть:

  • - организационными;
  • - текущими или тематическими;
  • - итоговыми;
  • - общешкольными и классными.

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы.
Этап 1. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение.
Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

  • Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
  • Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
  • Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
  • Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
  • Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов: 
- перед началом собрания лучше "оставить за дверью" плохое настроение; 
- отведите на проведение собрания не более 1,5 часов; 
- самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей; 
- перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить; 
- не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее; 
- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям; 
- поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов); 
- дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться; 
- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
- доведите до родителей мысль: что "плохой ученик" не означает "плохой человек". 
- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку 
Не стоит: 
- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания; 
- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов; 
- давать негативную оценку всему классу; 
- переоценивать значение отдельных предметов; 
- использовать в общении с родителями назидательный тон. 
И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!