РУС БЕЛ ENG

Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гродненского райисполкома
Государственное учреждение образования

Одельская базовая школа

В помощь молодым специалистам

Добро пожаловать!!!

      

 

 


САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока

Общие

  1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
  2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
  3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
  4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
  5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
  6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.
  7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.
  8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
  9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

Частные

  1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.
  2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
  3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
  4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требование.
  5. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
  6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
  7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.
  8. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
  9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
  10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

Десять советов молодому учителю.

 

Совет первый

Не считай школу местом, не совсем достойным  применения твоих выдающихся способностей,     местом, куда тебя как бы сослали. Школа  не

нуждается в твоем снисхождении.

 

Совет второй

Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален,

иначе не может быть и речи о творчестве.

 

Совет третий

Не замыкайся в своем учительстве. Ты должен быть

интересным детям, но этого  не получится, если ты

будешь сосредоточен на самом себе.

 

Совет четвертый

Помни о комплексном характере учительского

труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция и

методика, и внеклассная работа, и психология

общения, и любовь к детям, и дисциплина.

 

Совет пятый

Будь счастливым. Будь оптимистом! Верь!

 

Совет шестой.

Будь честным и правдивым.

 

Совет седьмой

Цени юмор в общении с учениками.

 

Совет восьмой

Будь естественным, не притворяйся, не старайся

казаться умнее и лучше чем ты есть.

 

Совет девятый

Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом

деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя

достоинства. Не надо казаться, надо быть.

 

Совет десятый

Обрети гражданскую позицию.

И, наконец, самое последнее:

Не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или

безапелляционного провозглашения непреложных истин.

Абсолютных правил, годных на все случаи жизни нет. Думай сам!

 

 

Структурные элементы учебного занятия

 

Дидактическая задача этапа

Условия для решения дидактической задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Подготовка учащихся к работе на занятии

Организация начала занятия

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания школьников, последовательность в предъявлении требований, четкость.

Раскрытие общей цели и ознакомление учащихся с планом работы.

Кратковременность этапа, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, формулирование целевых установок урока и плана работы.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (большинством) учащимися

Выявление знаний о фактах и отдельных понятиях, о способах действий.

Использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения домашнего задания (под копирку; тестовые задания, подобные домашнему; постановка учащимися дополнительных вопросов; задания на продолжение ответа)

Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний, способов действий, установление типичных недостатков. Оптимальная сочетаемость контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе занятия

Обеспечение мотивации учения, принятия учащимися задач учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Умение учителя формулировать задачи урока в действиях учащихся.

Умение учителя осуществлять мотивацию учения школьников.

Владение учителем многообразием приемов актуализации опорных знаний и умений, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов каждого учебного предмета.

Ознакомление учащихся со структурно-логической схемой темы и конечными результатами ее изучения.

 Учет знаний, умений, представлений и ценностей учащихся к началу основного этапа.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе мотивации учения, формулирование задач урока в действиях учащихся на основе использования опорных знаний.

4. Изучение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов действий, связей в объекте исследования:

  1. Формирование у учащихся конкретного представления об изучаемых понятиях, явлениях, процессах, законах, теориях;
  2. Выявление сущности новых знаний;
  3. Вычленение в изучаемых объектах существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся;
  4. Выявления учащимися главного в новом материале;
  5. полное и четкое определение отличительных признаков изучаемых познавательных объектов

Обеспечение вариативности информационного взаимодействия учащихся с обучающей системой:

  1. в интерактивном режиме ( все информационные потоки замкнуты внутри обучаемых или направлены от них возне); используемые технологии обучения: технология программированного обучен7ия, технология модульного обучения, технология проблемно-модульного обучения и др.; основной метод обучения – самостоятельная работа;
  2. в экстрактивном режиме (все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему, т.е. основная идея изучаемого вопроса излагается учителем); используются технологии объяснительно-иллюстративного обучения, технология полного усвоения знаний и другие традиционные технологии обучения; основной метод – рассказ, лекция, демонстрация;
  3. в интерактивном режиме (информационные потоки двухсторонние, характер взаимодействия диалогический); используются технологии проблемного обучения, коллективного способа обучения, интегральная технология обучения и др.; основной метод – эвристическая частично-поисковая беседа.

Усвоение учащимися способов, путей, средств достижения намеченных задач.

Обеспечение усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала ( с чего и как начать, с чего исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, чем и как аргументировать выводы).

Активные действия учащихся. Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий. Качество ответов учащихся на последующем этапе как результат их взаимодействия с обучающей системой в экстрактивном режиме.

Правильность ответов и действий учащихся в процессе включения их в экстра- и интерактивный режим взаимодействия с обучающей системой.

 

5. Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.

Проверка понимания учащимися основного содержания усваиваемых знаний, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий. Постановка вопросов как репродуктивного характера, так и многофункциональных, требующих мыслительной активности учащихся. Постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика.

Правильность понимания и осознанность основного содержания нового материала большинством учащихся, минимального и общего уровней планируемых результатов обучения (слабых и средних).

Устранение пробелов и неверных представлений в понимании учащимися нового материала или нацеливание школьников на их ликвидацию на последующих этапах урока.

6. Закрепление знаний и способов действий учащихся

Организация и осуществление усвоения учащимися способов действий путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу и в измененной ситуации

Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов.

Закрепление методики изучения нового материала. Использование разнообразных методов и форм закрепления (вызов к доске по одному заданию нескольких учеников, по разным заданиям, использование заданий с пропусками). Использование системы заданий в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий ( на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации). Закрепление методики ответа при очередной проверке знаний. Отработка логики алгоритма изученного.

Сформированность умений учиться:

  1. Соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;
  2. Распознавать, воспроизводить новое содержание;
  3. Выделять существенные признаки ведущих понятий, корректировать их;
  4. Воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими при выполнении заданий.

Дополнение уже усвоенного новыми понятиями.

7. Применение знаний и способы действий учащихся

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне их применения в неизменной и новой ситуациях.

Организация деятельности учащихся на самостоятельный перенос усваиваемых ими знаний и способов действий в измененную и новую ситуации.

Использование системы упражнений, предусматривающих постепенное наращивание сложности заданий и самостоятельности в их выполнении.

Создание условий и постановка задач, способствующих творческой самореализации учащихся  в познавательной деятельности.

Самостоятельность в выполнении заданий.

Дифференцированность заданий.

Углубление знаний и способов действий учащихся.

8. Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме.

Установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы внутрипредметных понятий.

Использование разнообразных методов (мозговой штурм, кооперация и др.) для анализа содержания изученного. Построение структурно-логических схем изученной темы.

Использование вопросов, требующих классификации познавательных объектов по определенным признакам.

Обобщение и систематизацию в процессе обучения осуществляют на различных уровнях : понятийном, межпонятийном, тематическом, итоговом, межпредметном.

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое классификации и систематизации. Выявление внутрипредметных и межпредметных связей (знание учащимися не только отдельных фактов, понятий, но и законов теорий).  Учитывается результат как следствие какой-то причины (ответ неправильный, найдите ошибку).

9. Контроль, самопроверка знаний и способов действий

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

Обеспечение коррекции знаний и способов действий.

Использование разнообразных методов и форм проверки знаний учащихся (глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий отдельных учащихся, разноуровневые контрольные работы, тестовые задания, зачеты и др.)

Разъяснение учителем своего подхода к оценке знаний.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых резельтатов обучения.

Рецензирование ответов учащихся.

Динамика перехода учащихся с более низкого уровня на более высокий уровень планируемого результата обучения.

10. Коррекция знаний и способов действий учащихся

Коррекция выявленных пробелов в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

Организация учащихся:

  1. минимального и общего уровней планируемого результата обучения – на выявление ими ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекцию;
  2. продвинутого уровня – на решение нестандартной задачи или оказание помощи товарищам в поиске и коррекции ошибок.

Использование защитных механизмов, позволяющих в условиях жестких правил учащимся минимального и общего уровней переходить соответственно на более высокие уровни планируемого результата обучения.

 

Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.

Общая характеристика работы класса.

Анализ степени успешности в овладении содержанием урока.

Вскрытие недостатков в деятельности учащихся.

Рекомендации путей преодоления недостатков.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Рефлексия деятельности

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества.

Развитие способностей учащихся регулярно и объективно анализировать свои суждения, поступки и , в конечном счете, деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

Стимулирование каждого ученика к анализу того, насколько и как другие (учащиеся, родители, учитель) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

 

Схема-памятка анализа урока в начальных классах

  1. Тип и структура урока
    1. Тип урока, соответствие его дидактической цели, возрасту учащихся, объему, сложности и новизне изучаемого материала.
    2. Место урока в системе уроков, отведенных на изучение темы, раздела.
    3. Структура урока. Соответствие этапов урока его типу и цели, их взаимосвязь.
    4. Целесообразность распределения времени между отдельными этапами урока.
  2. Оценка содержания учебного материала
    1. Анализ научности теоретических положений, идей, понятий, фактов, отобранных для иллюстрации.
    2. Воспитательные возможности учебного материала, его связь с жизненным опытом.
  3. Принципы, методы, приемы и средства обучения на уроке
    1. Принципы, наиболее удачно реализованные на уроке (сознательность, прочность, доступность, активность и др.)
    2. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.
    3. Виды и объем самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока. Роль учителя в процессе самостоятельной работы учащихся.
    4. Целесообразность использования на уроке наглядных пособий и технических средств обучения.
    5. Соотношение слов, наглядности и технических средств обучения.
    6. Количество времени, отведенное на повторение и закрепление ранее изученного материала. Дифференцированная работа с учащимися.
    7. Эмоциональная сторона урока.
    8. Подготовка к выполнению домашнего задания. Объем, доступность, уровень сложности.
  4. Методы проверки знаний и умений учащихся
    1. Методы, использованные для проверки знаний (устная, письменная, графическая, практическая проверка), их

целесообразность. Виды проверки (фронтальная, индивидуальная и др.), их соотношение.

  1. Функция проверочных заданий: контрольная (контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль), обучающая, воспитательная, развивающая или организующая. Соблюдение принципов объективности, всесторонности, гласности, индивидуальности.
  2. Использование рекомендаций относительно тематической проверки и оценки знаний учащихся.
  3. Объективность оценки знаний и ее воспитательное значение.
  1. Психологический анализ урока
    1. Психология обучения (умение учителя создать рабочую обстановку, благоприятный микроклимат в классе, установить контакт с детьми).
    2. Психология воспитания (умение учителя личным примером воспитывать трудолюбие, аккуратность, человечность, доброту, милосердие и др.).
    3. Психология мастерства учителя (контакт с учащимися, учет их возрастных особенностей, авторитет учителя, его поведение). Культура речи. Дисциплина учащихся.
  2. Другие стороны урока
    1. Поддержание чистоты и порядка в классе. Готовность учащихся к уроку. Рациональное использование времени занятия. Своевременное и методически правильное окончание урока.
    2. Проявление интереса учащихся к изучаемому материалу. Чередование различных видов деятельности на уроке (слушание, речевая практика, практическая деятельность). Формирование умений и навыков.
  3. Общие итоги
    1. Достижение цели урока.
    2. Выполнение плана урока. Качество полученных знаний (полнота, глубина, осмысленность, действенность). Формирование умений и навыков.
    3. Воспитательное  значение урока.

                                                                           

Опорная схема для анализа и конструирования

занятий

Дидактическая

задача этапа

 

 

 

Содержание

этапа

 

 

 

Показатели

выполнения

дидактической

задачи

 

Условия

получения

положительных

результатов

 

1

 

2

 

3

 

4

 

Подготовка

учащихся к

работе на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный

этап.

Приветствие, фиксация отсутству-ющих, проверка подготовленности уча-

щихся к уроку, организация внимания учащихся.Раскрытие общей цели урока.

 

Кратковременность, полная готовность

класса к работе, быстрое включение

учащихся в деловой ритм.

Формулирование целевых установок

урока и плана работы.

 

 

 

Последовательность в предъявлении

требований, четкость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 . Установить

правильность и осознанность

выполнения д/з большинством

учащихся.

1. Выявить пробелы в знаниях учащихся.

2. Устранить в: ходе проверки

Обнаруженные пробелы в знаниях.

 

 

 

Проверка выполнения д/з.

- выяснение степени усвоения

учащимся заданного учебного

материала;  

- определение типичных недостатков в знаниях учащихся и причин выявления

недостатков;

- ликвидация обнаруженных пробелов.

 

- проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и установление типичных недочетов в знаниях учащихся;

- оптимальность сочетания контроля, самоконтроля, и взаимоконтроля для

установления правильности выполнения задания.

 

 

 

Использование

учителем системы

приемов, позволяющих определить

уровень выполнения д/з.

Добиваться наличия не только знаний о

фактах и отдельных понятиях, но и

знаний о способах деятельности.

 

 

Подготовка учащихся к активной познавательной

деятельности на

основном этапе урока.

1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

2. Обеспечение мотивации учения учащихся и принятие ими задач урока

 

 

 

 

Сообщение темы и задач урока в

действиях учащихся.

Постановка перед учащимися учеб-

 

Формулирование задач урока вместе

с учащимися.

Вариативность приемов сообщения

задач урока.

 

Умение учителя

формулировать задачи урока в действиях учащихся.

Владение многообразием приемов

 

ной проблемы.

Актуализация знаний и умений

учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преемственность и перспективность в

постановке задач урока.

Правильность ответов учащихся.

Корректировка неправильных ответов самими учащимися.

 

 

 

 

актуализации знаний и умений, обес-печивающих выделение ключевых

идей, ведущих принципов каждого

учебного предмета.

Ознакомление

учащихся со структурно-логической

схемой темы и

конечными результатами ее изучения.

 

 

 

 

 

Усвоение новых знаний и способов

действий.

1. Сформировать у учащихся

Представления об изучаемых

понятиях, явлениях, процессах,

законах, теориях.

2. Выявить сущность новых знаний.

3. Выделить с учащимися главное в новом материале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация внимания учащихся.

Сообщение основной идеи изучаемого вопроса, принципа ,правила, закона,

теории.

Обеспечение осмысления метода

Исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели

к сделанным выводам.

Обеспечение усвоения методики воспроизведения изученного материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, чем и как

аргументировать выводы).

 

Активные действия

учащихся.

Максимальное использование

Самостоятельности учащихся в добывании и овладении способами действий.

При объяснительно-иллюстративном обучении критерием будет качество ответов

учащихся наследующем этапе.

 

 

 

Подача материала крупными блоками.

Полное и точное определение отли-чительных  признаков изучаемых поз-навательных объектов. Вычленение в

изучаемых объектах существенных

признаков и фиксация на них внимания

учащихся.

Выделение алгоритмов.

Дифференцированный подход при объяснении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная

проверка

понимания.

1 . Установить правильность и

Осознанность усвоения нового материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления нового материала,

неверные представления

и осуществить их коррекцию.

 

 

 

Закрепление ЗУНов.

Закрепить знания и умения

учащихся, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка учителем того, поняли ли

учащиеся, что является основой

содержания усваиваемых знаний.

Проверка полноты и осознанного

усвоения новых знаний.

 

 

 

Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных

признаков изученных познавательных

объектов.

Закрепление методики изучения нового

материала.

Закрепление методики ответа

при очередной проверке знаний.

Отработка логики алгоритма.

 

Показывают ли при опросе сильные и

слабые учащиеся понимание основного содержания усваиваемых знаний.

Привлекается ли класс к дополнению

и оценке ответов учащихся.

По ходу проверки учитель добивается

устранения пробелов в понимании

учащимися  нового материала или на-целивает  школьников на их устранение на последующих этапах урока.

Умения учащихся соотносить между

собой факты, понятия, правила, идеи.

Умения учащихся распознавать, воспроизводить новое содержание.

Умение воспроизводить

алгоритм и пользоваться им при выполнении

заданий.

Дополнение уже

усвоенного новыми

связями

 

 

 

Постановка

вопросов  репродуктивного характера.

А также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности

учащихся.

Постоянное обращение учителя

к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика.

 

 

 

Использование системы заданий, в

основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации).   -

Использование разнообразных

методов и форм закрепления (вызов

к доске по одному заданию, использование заданий с пропусками и др.)

 

1

 

2

 

3

 

4

 

Применение

ЗУНов.

Сформировать у учащихся

умения самостоятельно при-

менять знания, осуществлять их перенос в измененные  ситуации.

 

 

Организация

деятельности

учащихся по применению знаний в

измененных и новых ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильность ответов.

Осмысленность

ответов.

Самостоятельность

в выполнении заданий.

Дифференцированность в выполнении

заданий.

Углубление знаний

учащихся.

 

 

Использование

системы упражнений, предусматривающих постепенное нарастание

сложности заданий и самостоятельности в их выполнении.

Разнообразие форм

и методов (деловые

игры, метод

проектов и др.).

 

 

 

 

 

Обобщение и

систематизация

знаний.

1. Формирование целостной

системы ведущих знаний по

теме.

2. Устранение внутрипредметных связей.

 

 

 

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений

в целостные системы внутрипредметных понятий.

.   

 

 

 

 

 

Активная и продуктивная деятельность учащихся по

включению части в

целое, классификации и систематизации.

Знания учащихся не только отдельных

фактов, правил, а законов, теорий.

 

 

Построение

структурно-логических схем

изученной темы.

Использование

вопросов, требующих классификации

познавательных

объектов по отдельным признакам.

Использование

метода кооперации.

 

Контроль и

система проверки знаний.

Выявление качества и уровня

овладения знаниями и способами действий.

Обеспечение корректизации

знаний и способов действий.

 

Глубокая и

всесторонняя

проверка знаний

нескольких

учащихся.

Выявление

причин, обнаруженных пробелов

в знаниях.

 

 

 

 

Получение достоверной информации

о достижении всеми учащимися

планируемых результатов обучения.

Рецензирование

ответов учащихся.

 

 

 

 

 

Использование

разнообразных методов и форм про-

верки ЗУНов учащихся (разноуров-

невые, к/р, текстовые задания и др.).

Разъяснения учителем своего

подхода к оценке знаний.

 

 

 

Структурный (поэтапный) анализ

урока русского языка в начальных классах

Название этапа

Показатели

Организационный этап

Кратковременность этапа, рациональная организация рабочего места учителя и ученика, быстрое включение уч-ся в деловой ритм. Санитарно-гигиеническое состояние класса.

Проверка выполнения домашнего задания

Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний, способ действий, установление типичных недостатков. Оптимальная сочетаемость контроля и  самоконтроля.

Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе

Повторение пройденного по фонетике, орфографии, грамматике. Обязательно один вид разбора (звукобуквенный - устно, по составу слова, слово как часть речи - устно, предложение).

Минутки чистописания на каждом уроке 5-8 минут.

2 класс – не менее 2 строк;   3 класс – 2-3 строчки;

4 класс – 3-4 строчки.

Систематичность, связь с темой урока, образец учителя на доске, сочетание коллективной и индивидуальной формы работы, опора на анализ графических ошибок учащихся.

Словарная работа. Изучение словарного слова (лексическое значение, звуковой анализ, зрительный образ слова, орфографическое чтение, подбор однокоренных слов). Важно обратить внимание на единообразное написание всех однокоренных слов (мороз - морозный).

Цели, поставленные учителем должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности  учащихся (устная форма, постановка проблемы, запись на доске должны узнать.. , научиться:…).

Усвоение новых знаний и способов действий

Активное действие учащихся. Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний.

Научность, логичность, последовательность, доступность подобранного  материала. Образец учителя, составление алгоритма действий.

Использование наглядности. Своевременность и эффективность.

Использование ИКТ. Оправданность, длительность просмотра   не должна превышать: для обучающихся I класса - 10 минут; для обучающихся II-IV классов - 15 минут.

Первичная проверка понимания изученного

Правильность и осознанность основного содержания нового материала большинством учащихся, минимального и общего уровней планируемых  результатов обучения (слабых и средних). Устранение пробелов и неверных представлений в понимании учащимися нового материала и нацеливание на их ликвидацию на следующем этапе.

Закрепление и применение новых знаний и способов действий учащимися

Работа по четырем разделам программы (звуки и буквы, слово, предложение, связная речь).

Самостоятельность в выполнении заданий. Дифференцированность заданий, учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся.

Организация самостоятельной и творческой работ. Содержание и характер заданий, степень их трудности.

Рекомендуется практиковать обучающие диктанты  различных видов (предупредительный, комментированный, объяснительный и др.) - до 10 минут.

Работа по развитию речи учащихся.

Оперативный контроль

Проведение мини-проверочной работы. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов.

Домашнее задание

Способ задания, характер и объем. Понимание уч-ся содержательной части упражнения.

Итог урока

Анализ и оценка успешности достижения  цели урока, определение перспективы последующей работы. Объективность  и комментирование оценок.