Основные правила,
выполнение которых позволит существенно снизить риск инфицирования респираторными вирусами, в том числе вирусами гриппа и коронавирусами нового типа (COVID-19):
Правило 1.
Соблюдайте гигиену рук! Чистые руки – это гарантия того, что Вы не будете распространять вирусы, инфицируя себя, когда прикасаетесь ко рту и носу, и окружающих – через поверхности.
Как можно чаще, особенно после пользования общественным транспортом, после любого посещения улицы и общественных мест, перед и после еды, мойте руки водой с мылом или используйте средство для дезинфекции рук.
Носите с собой дезинфицирующее средство для рук или дезинфицирующие салфетки, чтобы иметь возможность в любой обстановке очистить руки.
Эти простые меры удалят вирусы с Ваших рук!
Правило 2.
Проводите регулярную влажную уборку помещения, где Вы находитесь, чистку и дезинфекцию поверхностей с использованием бытовых моющих средств. Обратите прежде всего внимание на дверные ручки, поручни, столы, стулья, компьютерные клавиатуры и мышки, телефонные аппараты, пульты управления, панели оргтехники общего пользования и другие предметы, к которым прикасаетесь в быту и на работе. Поддерживать чистоту поверхностей – одно из самых простых, но самых важных правил!
Как можно чаще и регулярно проветривайте помещение и увлажняйте воздух любыми доступными способами в помещении, где Вы находитесь.
Правило 3.
Избегайте многолюдных мест или сократите время пребывания в местах большого скопления людей (общественный транспорт, торговые центры, концертные залы и др.).
Избегайте близкого контакта с людьми, которые кажутся нездоровыми, у которых имеются признаки респираторной инфекции (например, кашляют, чихают).
Избегайте рукопожатий и поцелуев при приветствии (до прекращения сезона заболеваемости ОРИ).
Помните, что респираторные вирусы передаются от больного человека к здоровому человеку воздушно-капельным путем (при разговоре, чихании, кашле). Поэтому старайтесь соблюдать расстояние не менее 1-1,5 м от лиц, которые имеют симптомы респираторной инфекции.
Соблюдайте «респираторный этикет»:
прикрывайте рот и нос салфеткой (платком), когда чихаете или кашляете;
используйте одноразовые бумажные салфетки (платки), которые выбрасывайте сразу после использования;
при отсутствии салфетки (платка) кашляйте или чихайте в сгиб локтя;
не касайтесь немытыми руками носа, рта и глаз.
Используйте медицинскую маску, если:
Вы ухаживаете за больным респираторной инфекцией,
Вы, возможно, будете контактировать с людьми с признаками респираторной инфекции.
Правило 4.
Ведите здоровый образ жизни! Это повысит естественную сопротивляемость Вашего организма к инфекции.
Чаще совершайте прогулки на свежем воздухе, высыпайтесь и придерживайтесь правил рационального питания (пища должна быть витаминизированной, в особенности богата витаминами А, В1, С, в пищу должны быть максимально включены овощи, фрукты, особенно содержащие витамин С).
Правило 5.
В случае появления симптомов респираторной инфекции, в том числе гриппа и коронавирусной инфекции (повышение температуры тела, озноб, слабость, головная боль, заложенность носа, конъюнктивит, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах и чувство «ломоты» в теле):
оставайтесь дома и вызывайте врача на дом;
если Вы до появления симптомов находились в Китайской Народной Республике, Италии, Южной Корее, Иране в предыдущие 14 дней, то вызывайте скорую медицинскую помощь и сообщите специалисту о пребывании в этих странах;
дети с признаками острой респираторной инфекции должны оставаться дома и не посещать дошкольные учреждения и школы;
строго выполняйте все назначения и рекомендации, которые Вам даст врач (постельный режим, прием лекарственных средств);
максимально ограничьте свои контакты с домашними, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями, чтобы не заразить их;
используйте медицинскую маску, если Вы вынуждены контактировать с людьми.
Помните, что своевременное обращение к врачу и начатое лечение позволит минимизировать риск развития и степень тяжести основного осложнения гриппа и коронавирусной инфекции-пневмонии.
Зачем мыть руки?
Существует множество заболеваний, которых можно избежать, если вовремя помыть руки, это так называемые «болезни грязных рук»: острые кишечные инфекции, дизентерия, гепатит А, брюшной тиф, некоторые глистные инвазии: энтеробиоз, аскаридоз, а также ОРВИ и грипп (посредством немытых после контакта с больным грязным рук)
Но все ли знают, как правильно мыть руки?
Итак, для начала снимите кольца и другие украшения (их также не мешало бы вымыть отдельно), ополосните руки теплой водой, нанесите на ладонь жидкое мыло, намыливайте руки в течение 15-20 секунд (особое внимание уделяйте кончикам пальцев, участкам между пальцами и ногтям), смойте мыло под проточной водой, вытрите руки чистым, сухим или одноразовым полотенцем.
Не обязательно использовать большое количество мыла для мытья рук, чтобы процесс был эффективным, хорошо вспенить Ваше мыло для образования большого количества мыльной пены будет достаточно. Используйте бумажное полотенце, чтобы открыть дверь на пути из общественной уборной вместо того, чтобы касаться ручки недавно вымытыми руками.
Если проточная вода недоступна, воспользуйтесь средствами для дезинфекции рук, например антибактериальными салфетками или антибактериальным гелем. Но помните, спиртовой кожный антисептик для рук не является заменой мылу, если на ваших руках присутствуют следы явных загрязнений. Также не стоить использовать его слишком часто, иначе бактерии на руках и теле станут устойчивыми к нему, средство станет неэффективным и в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы.
Когда мыть руки?
— перед едой и ее приготовлением;
— после посещения туалетной комнаты;
— после контакта с мусором, животными, деньгами (они самые грязные, так как с ними контактирует множество рук);
— после прогулки;
— после поездки в общественном транспорте;
— после чихания , кашля.
— просто когда руки грязные.
И помните, чистые руки – это простой способ защитить свое здоровье.
Холодный период года наступил, а вместе с ним наблюдается и сезон острых респираторных инфекций, которые остаются самой распространенной инфекционной патологией.
По данным ВОЗ, ежегодно ОРИ болеет каждый третий житель планеты.
Против гриппа на данный момент существует эффективный метод профилактики — вакцинация, которая ежегодно успешно проводится.
Однако помимо вируса гриппа существует множество других возбудителей респираторных инфекций.
Бороться с ними можно неспецифическими методами профилактики. Для этого следует знать особенности передачи этих возбудителей.
Человек становится заразным для окружающих еще во время инкубационного периода — от нескольких часов до нескольких дней до появления симптомов заболевания. Во время чихания, разговора или кашля возбудители попадают на окружающих, этот путь передачи называют воздушно-капельным. Для заражения расстояние между людьми должно быть менее 1,5-2 метра. Но если прикрыть рот рукой, возбудители попадают на руку и могут легко передаться окружающим контактным путем. Таким образом, инфекции зачастую распространяются через руки и предметы (например, дверные ручки, игрушки, мобильные телефоны и т.д.). Здоровый человек может заболеть, просто прикоснувшись загрязненной возбудителями рукой к носу, рту или глазам — это излюбленные входные ворота для них.
Учитывая вышесказанное, на первом месте в качестве профилактики ОРИ стоит неспецифическая профилактика.
К неспецифической профилактике относятся общепринятые гигиенические меры для ограничения распространения респираторных инфекций и профилактики заражения:
- избегайте близкого контакта с людьми, которые кажутся нездоровыми, обнаруживают явления жара (температуры) и кашель;
- избегайте объятий, поцелуев, рукопожатий;
- на период подъема заболеваемости избегайте многолюдных мест или сократите время пребывания в них;
- старайтесь не прикасаться ко рту и носу;
- соблюдайте гигиену рук — чаще мойте руки водой с мылом или используйте средство для дезинфекции рук на спиртовой основе;
- увеличьте приток свежего воздуха в жилые помещения, как можно чаще открывайте окна;
- используйте защитные маски при контакте с больным человеком;
-придерживайтесь здорового образа жизни (полноценный сон, рациональное питание, физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе).
Если все-таки избежать заболевания не удалось, оставайтесь дома, вызовите врача, не занимайтесь самолечением, соблюдайте «респираторный этикет».
«Респираторный этикет» — это свод элементарных правил поведения в общественных местах, направленных на ограничение распространения инфекций дыхательных путей.
Кашляя или чихая:
- отворачивайтесь от окружающих;
- прикрывайте нос и рот носовым платком, отдавайте предпочтение одноразовым бумажным салфеткам;
- выбросьте бумажную салфетку в мусорный ящик сразу после использования;
- при отсутствии салфетки или платка, кашляя или чихая, прикрывайте рот сгибом локтя или рукавом;
- если это возможно, мойте руки с мылом или используйте антисептическое средство каждый раз после того, как Вы чихнули, высморкались или прокашлялись и после того, как Вы выбросили носовой платок;
- носите маску, если находитесь на общей территории дома поблизости от других людей. Ношение защитной маски препятствует заражению других людей.
Как использовать защитную маску:
- маска должна полностью закрывать нос и рот;
- при использовании маски старайтесь не прикасаться к ней;
- влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую, желательно не реже, чем 1 раз в 3 часа;
- прикоснувшись к использованной маске, например при снятии, вымойте руки водой с мылом или с использованием средств для дезинфекции рук на спиртовой основе;
- не используйте одноразовую маску повторно;
- после использования маску необходимо утилизировать.
Будьте здоровы!
Отдел общественного здоровья
Как питаться во время простудных заболеваний
Если не получилось уберечься от возникновения острой вирусной респираторной инфекции, необходимо, помимо приема фармакологических препаратов, назначенных врачом, внимательно отнестись к построению своего рациона питания. И включить в рацион те продукты, которые способствуют противовирусной защите и укреплению иммунной системы, а, значит, помогают организму противостоять развитию инфекции и предотвращают развитие осложнений.
Основоположник отечественной диетологии М.И.Певзнер давал следующие указания при составлении рациона больному в период респираторных инфекций:
нельзя допускать, чтобы лихорадящий больной голодал. Он должен получать достаточное количество пищи, но маленькими порциями за один раз;
всякое перекармливание противопоказано, даже если у больного есть аппетит.
При респираторных инфекциях:
Необходимо сохранить аппетит. Поэтому, считаясь со вкусом пациента, включать в рацион те продукты и блюда, которые он любит, и не давать тех, которые требуют большого напряжения и усилий со стороны ослабленного пищеварения (жесткие части мяса, твердые сорта яблок и др.).
Диета должна быть механически, химически и термически щадящей.
Режим питания – 5-6-разовый, с небольшими порциями на один прием.
Рацион должен содержать биологически активные вещества и пищевые продукты, способствующие противовирусной защите:
витамины-антиоксиданты в составе фруктов и овощей (бета каротин – курага, морковь, спаржа, тыква, свекла, брокколи), витамины А (печень, желток яйца, сливочное масло), С (настой шиповника, черная смородина, в том числе замороженная, квашеная капуста), Е (миндаль, лесные орехи, арахис, лосось, нерафинированное растительное масло, проросшие зерна пшеницы);
цинк, обладающий антиоксидантными свойствами (печень, говядина, чечевица, проросшие зерна пшеницы, семена льна и подсолнечника, орехи);
продукты, богатые флавоноидами (лимоны, виноград, брокколи, красный и желтый лук);
аминокислоты (куриный бульон);
нежирные кисломолочные напитки и творог – основа питания при простудных заболеваниях, так как богаты легкоусвояемым белком, необходимым организму для восстановления поврежденных вирусами клеток; кроме того, продукты обогащенные бифидокультурами необходимы для профилактики дисбактериоза, если врач назначил антибиотики;
травяные чаи с ромашкой, липовым цветом, эхинацеей, душицей и чабрецом, зеленый чай.
Во время болезни лучше воздержаться от черного кофе (обезвоживает организм, повышает нагрузку на сердце), кондитерских изделий и конфет (нарушается работа защитных клеток крови – лейкоцитов, основных в борьбе с инфекцией), жирного, жареного и маринованного в уксусе мяса, копченостей (перегружают в простудный период и без того напряженно работающую печень и поджелудочную железу).
К ЗДОРОВЬЮ ВМЕСТЕ!
ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА И ОРВИ
Поддержание оптимальных параметров температуры воздуха и его влажности в помещениях с большим скоплением людей. -Регулярное проветривание помещений. -Прогулки на свежем воздухе. -Полноценное питание. Пища должна обеспечивать необходимое поступление в организм белков, жиров, углеводов и витаминов. -Адекватный питьевой режим позволяет восполнить запасы организма в жидкости и увлажнить слизистые. Доказано, что вирусам намного проще внедряться в клетки эпителия верхних дыхательных путей, когда они пересохшие и на них имеются микротрещины. -Физическая активность, которая включает в себя ежедневные занятия спортом. -Полноценный отдых. В первую очередь – это здоровый сон. Для поддержания функционирования иммунитета, следует спать не менее 8 часов в сутки. -Поддержание чистоты в помещении, ежедневная влажная уборка с минимальным использованием средств бытовой химии. -Введение масочного режима в период эпидемий гриппа и простуды. Маску не стоит касаться руками, после того, как она будет закреплена на лице. Ее повторное использование недопустимо. -Избегание мест массового скопления людей. -Тщательное мытье рук после посещения общественных мест. До этого момента не следует прикасаться к лицу, губам, носу. -В плане гигиены внимание следует уделять не только рукам, но и носовым путям. Туалет носа нужно осуществлять после каждого посещения общественного места. Для этого подойдут специальные растворы и спреи на основе морской воды, а также обычный физиологический раствор. В дополнении к этой процедуры можно полоскать горло раствором соды и соли. -Во время разговора следует держаться на расстоянии, как минимум, одного метра от собеседника. |
О профилактике острых респираторных вирусных инфекций и гриппа
В наибольшей степени подвержены сезонной заболеваемости лица из так называемых групп риска: дети, пожилые, больные с различными видами иммунодефицитов. Самый распространенный путь передачи инфекции – воздушно-капельный и бытовой через предметы обихода. При кашле, чихании, разговоре из носоглотки больного или вирусоносителя выбрасываются частицы слюны, слизи, мокроты с вирусами. Размножение вирусов протекает с высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства вырастает в 10 раз. Инкубационный период длится 1-2 дня. Но может продолжаться до 5 дней. Затем начинается период острых клинических проявлений: озноб, повышение температуры в течении короткого периода, головная боль, боли в мышцах и суставах, першение в горле, сухой кашель, заложенность носа, осиплость голоса.
Если заболевания избежать не удалось, то при появлении первых признаков заболевания ОРИ и гриппом необходимо: лечь в постель и вызвать врача; помещение, где находится больной, нужно часто проветривать и подвергать влажной уборке; больному следует выделить отдельную посуду, полотенце, одноразовую маску, одноразовые носовые платки; до назначения врачом лечения применять обильное теплое питье.
Наиболее частыми осложнениями ОРИ и гриппа являются пневмония, ринит, синусит, бронхит, отит. У пожилых может развиться миокардит, перикардит (воспалительное заболевание мышц сердца, которое может привести к сердечной недостаточности).
В настоящее время разработаны методы лечения ОРВИ и гриппа, но большое внимание уделяется профилактике.
Надежным средством борьбы с гриппом и ОРИ были и остаются вакцины. Прививка снижает риск заболевания до 90%.
В числе профилактических мер рекомендуется:
по возможности избегать больших скоплений людей;
регулярно мыть с мылом не только руки, но и лицо;
делать ежедневно влажную уборку и регулярно проветривать помещение;
регулярно употреблять в пищу продукты, повышающие общую сопротивляемость организма (мед, шиповник, облепиха, цитрусовые, лук, чеснок);
прогулки на свежем воздухе;
не допускать переохлаждения организма;
использовать гигиеническую повязку (маску) при контакте с больным.
Ваше здоровье – в Ваших руках, а своевременное обращение к специалисту - залог успеха его сохранить!
Материалы для проведения информационных сессий по профилактике гриппа
Определение основных понятий (15 минут)
Необходимо объединить участников в 7 групп. Для этого можно использовать игру-разминку «Шкала».
Ведущий просит участников построиться в одну линию в соответствии с датой рождения (число и месяц). Делать это нужно молча, используя язык жестов. Когда участники образовали линию, ведущий предлагает назвать дни рождения, начиная с участника, который стоит первым. После этого участники рассчитываются на 1, 2, …, 7 и образуют 7 групп для дальнейшей работы.
Каждой группе ведущий дает заранее подготовленные листы формата А4, на каждом из которых написано по одному понятию:
- Внезапная вспышка инфекционного заболевания, которое быстро распространяется среди населения, поражая большое количество людей.
- Широко распространившаяся эпидемия какого-либо заболевания, в результате которой болезнь поражает многих людей в различных странах мира.
- Острое респираторное инфекционное заболевание.
- Простейшие микроорганизмы, которые, попав в организм человека (или животного) вызывает соответствующее инфекционное заболевание.
- Заболевание, которое вызывается обычными, известными вирусами гриппа. Поскольку вирус «знакомый», организм человека знает, как с ним бороться.
- Заболевание, которое вызывается новым для человеческой популяции вирусом. Такие вирусы появляются примерно три раза в столетие, при этом болезнь распространяется по всему миру.
и дает группам задание:
«В течение 2-х минут каждая группа должна понять, определение какого понятия у них записано»
Пока группы работают, ведущий вывешивает на стену заранее подготовленные листы формата А4, на каждом из которых написано одно из понятий:
- вирус
- грипп
- сезонный грипп
- пандемия
- пандемический грипп
- эпидемия
После этого ведущий предлагает представителям групп по очереди выйти и разместить свое определение возле соответствующего понятия. При необходимости вносит правки и дополнения.
Симптомы гриппа (15 минут)
Для изучения симптомов гриппа ведущий проводит игру «Корзинка».
Понадобится небольшая коробочка, в которую ведущий кладет небольшие листочки. На каждом листочке написано по одному симптому различных заболеваний, среди которых есть и все симптомы, характерные для гриппа. Можно также заранее заготовить кусочки скотча.
На листе формата А1 ведущий пишет: «симптомы гриппа» и пускает «корзинку» по кругу. Участник достает один листочек, зачитывает написанное, и, если он/она считает, что это симптом, характерный для гриппа, выходит и приклеивает его на лист.
После того, как листочки в «корзинке» закончились, ведущий обращается к получившемуся списку. Вместе с участниками ведущий убирает «лишние» симптомы (если таковые будут) и добавляет недостающие.
Подводя итог игры, ведущий еще раз озвучивает все симптомы гриппа.
Список симптомов (для ведущего: симптомы гриппа выделены жирным шрифтом):
Температура тела 38 и выше |
Чихание
|
Диарея
|
Пониженное артериальное давление |
Кашель
|
Боль в горле
|
Озноб
|
Запор |
Боль в мышцах и/или суставах |
Насморк или заложенность носа |
Слабость
|
Слезотечение |
Усталость
|
Тошнота или рвота
|
Светобоязнь
|
Учащенное сердцебиение |
Головная боль
|
Спазмы в животе
|
Повышенное артериальное давление |
Тремор (дрожание) рук |
Пониженная температура тела |
Сыпь на теле |
Зуд |
Сильное увеличение и болезненность лимфоузлов |
Пути передачи гриппа (10 минут)
Ведущий предлагает участникам назвать известные им пути передачи гриппа и фиксирует ответы на листе А1. При необходимости вносит дополнения либо исправления. Затем рассматривает пути передачи более детально:
Пути передачи гриппа:
- Воздушно-капельный.
При этом вирусные частицы по воздуху переносятся от зараженного человека к здоровому. Во время кашля, чихания, разговора, больной гриппом разбрызгивает мельчайшие частицы слюны, слизи и мокроты, которые содержат большое количество вируса. На короткий промежуток времени вокруг больного образуется зараженная зона с радиусом до 2 метров.
- Грипп может передаваться через касание инфицированных лиц или загрязненных предметов и поверхностей. (Вирус может жить вне организма в течение двух дней до 72 часов).
! Вирус может передаваться носителями вируса - людьми, которые не чувствуют себя плохо и не выглядят больными.
Ведущий задает группе вопрос:
Отличаются ли пути передачи пандемического гриппа от путей передачи обычного гриппа?
Течение и осложнения гриппа (13 минут)
Ведущий кратко рассказывает о течении гриппа:
Подъем заболеваемости гриппом начинается в холодное время года. Инкубационный период обычно длится от 2 до 7 дней. Если грипп протекает без осложнений, то острый период болезни продолжается 3-5 дней и окончательное выздоровление наступает в течение 5-10 дней. Однако после гриппа часто возникают повторное инфицирование бактериями или другими вирусами (так как организм ослаблен болезнью). После перенесенного гриппа в течение 2-3 недель могут сохраняться такие явления, как утомляемость, слабость, головная боль, раздражительность, бессонница.
В процессе болезни у больного могут появиться один или несколько из следующих признаков:
- Больному вдруг становится намного хуже (особенно после улучшения)
- Очень затруднено дыхание, одышка
- Больной не может пить, его постоянно рвет или появляются признаки обезвоживания.
- Губы или кожа синеют
- Наблюдается помутнение сознания, например, пациент не узнает членов семьи, друзей.
- Судороги (конвульсии, которые человек не может контролировать)
- Боль в груди
- Кашель с кровью
- Потеря сознания (обмороки, отсутствие реакции на свое имя, на легкое физическое воздействие)
- Болен ребенок младше двух месяцев, или если ребенок старше, но отказывается есть.
Эти признаки говорят о том, что состояние больного резко ухудшилось и ему необходима срочная медицинская помощь!
- Ведущий обращается к участникам с вопросом: Чем опасен грипп?
и фиксирует их ответы на листе. Выслушав ответы участников, ведущий по необходимости корректирует и дополняет информацию.
Чем опасен грипп?
Основная опасность гриппа — это риск развития постгриппозных осложнений, таких как: пневмония, осложнения сердечно-сосудистой системы, обострения хронических заболеваний, мышечные осложнения, бронхит, отит и др.
Грипп способствует снижению защитных свойств организма. Это приводит к обострению различных хронических заболеваний — ревматизма, хронической пневмонии, пиелита, холецистита, дизентерии, токсоплазмоза и пр., к возникновению вторичных бактериальных осложнений. А также:
- часто приводит к тяжелым, иногда смертельным осложнениям;
- не лечится антибиотиками;
- быстро передается ближайшему окружению;
- тяжело протекает (сильный жар, озноб, головная и мышечная боль, ломота, общая слабость и разбитость);
- приковывает к постели на несколько дней, выбивает из обычного ритма жизни как минимум на 2 недели.
Кто в наибольшей опасности?
- беременные женщины
- дети
- больные другими заболеваниями
- возможно, другие группы населения
Способы профилактики гриппа (30 минут)
Прежде чем перейти к способам профилактики гриппа, ведущий объединяет участников в 5 групп.
Для этого можно использовать игру «Собери картинку»
Ведущий заранее готовит открытки (картинки). Каждая открытка разрезается на столько частей, сколько человек должно быть в группе (в данном случае – 3 – 4). Части перемешиваются, и участники вытягивают по одной.
Затем ведущий сообщает, что участники должны собрать картинки, как мозаику. Чтобы деление на группы прошло интереснее, не стоит сообщать участникам, сколько картинок должно получиться. Можно также на время «лишить» участников возможности разговаривать. После того, как малые группы сформировались, участники групп садятся вместе.
Упражнение «Меры профилактики».
Ведущий дает задание малым группам:
Каждая группа получит одну карточку, на которой написана одна из мер профилактики гриппа и подробную информацию об этой мере профилактики. Вам необходимо прочитать информацию, изобразить её графически или информационно на листах А1 и представить остальным участникам. На эту работу у вас есть 10 минут.
Внимание! Одна из групп получит 2 карточки: «Правильно избавляйтесь от мусора» и «Использование маски», поскольку информации по первой из них совсем немного.
Карточки для групп:
Соблюдайте дистанцию при общении |
Мойте руки |
Закрывайте рот и нос при кашле и чихании |
Изолируйте больных |
Использование масок |
Правильно избавляйтесь от мусора |
Когда группы закончат работу, ведущий просит всех вернуться в большой круг, и начать презентацию своих наработок.
Закрепление полученной информации о гриппе (40 минут)
Ситуационная игра «Найди ошибку».
Игра направлена на закрепление информации и развитие навыков ее применения на практике.
Ведущий объединяет участников в 6 малых групп, используя игру «Семья»
Игра «Семья».
Для проведения игры ведущий заранее готовит карточки с «семейными» ролями. Всего 6 семей, например, Ивановы, Петровы, Васечкины, Курочкины, Сидоровы и Николаевы. В каждой семье есть бабушка, дедушка, папа, мама, возможно, сын или дочь – в зависимости от количества участников. Ведущий дает возможность каждому участнику выбрать по одному заранее заготовленному сложенному листку бумаги с определенной ролью (либо дедушки Петрова, либо бабушка Иванова, либо сын Васечкин и другие). После того как каждый игрок сделает свой выбор, ведущий просит участников осторожно развернуть свой листок и узнать свою роль так, чтобы никто и не догадался, какая роль кому досталась. Ведущий объявляет всем участникам о существовании нескольких семей. А также конкретизирует те роли, которые есть в семье: дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь. Ведущий просит участников по его команде найти своих родственников и собраться в семьи, поместив всю свою семью на одном стуле по старшинству – дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь.
Теперь ведущий просит каждую «семью» сесть отдельно и дает каждой получившейся группе карточку с ситуацией.
Задание группам:
Вам необходимо внимательно прочитать ситуацию и найти ошибки, которые допускают герои в контексте профилактики пандемического гриппа. Затем вам нужно будет представить свою ситуацию другим группам – зачитать, проиграть и т.п. Все остальные должны будут найти ошибки и по окончании презентации назвать их, объяснить и озвучить правильный вариант (варианты) поведения.
На подготовку задания у вас есть 10 минут.
Презентация ситуаций.
На выступление каждой группе дается 2 – 3 минуты.
Ведущий обращает внимание на то, что во время демонстрации группы всем остальным участникам необходимо следить за правильностью выполняемых действий и фиксировать допущенные ошибки.
Обсуждение.
После каждой демонстрации участники озвучивают ошибки либо потенциально опасные ситуации, которые имели, и проговаривают, какие действия необходимо предпринять, чтобы снизить риски.
Карточки с ситуациями:
Ситуация 1. Вы навещаете больную. Она – ваша двоюродная сестра, находится одна, в спальне. На столе возле кровати лежит скатерть. Вы кладете на стол свои вещи – телефон, сумочку. Вы давно не виделись, и здороваетесь с ней, пожимая руку. Вы интересуетесь у неё о её самочувствии, осторожно дотрагиваетесь до нее, проверяете, не страдает ли она от обезвоживания. |
Ситуация 2. Вы педагог начальной школы. Одному из ваших учеников на уроке стало плохо. Ребенку было плохо с утра, однако он сказал Вам о плохом самочувствии только на 3-м уроке. Вы отвели его в медкабинет, у него высокая температура. Ваши действия? |
Ситуация 3. Ваша знакомая инфицирована вирусом гриппа. Она чихнула, закрыв лицо руками, как раз перед вашим приходом. Вирус остался на ее руках, на одеяле, на столе у кровати. Как вы приветствовали ее? Что вы почувствовали, когда не смогли прикоснуться к ней? Что вы говорите? |
Ситуация 4. Марина, 30 лет, замужем, дочери 8 лет. В городе вспышка сезонного гриппа, среди заболевших встречается также пандемический грипп A(H1N1). Марина находится на больничном. Пока она чувствовала себя очень плохо, с домашними делами помогал муж. Но теперь температура немного снизилась, голова болит не так сильно, и Марина стала сама готовить и выполнять другую работу по дому. К тому же ей очень трудно держаться на расстоянии от ребенка, поэтому Марина продолжает общаться с девочкой, при этом просит ее прикрывать рот и нос шарфиком.
|
Ситуация 5. Олег, 37 лет, владелец сети магазинов. Утром проснулся с высокой температурой и сильной головной болью. В городе вспышка сезонного гриппа, среди заболевших встречается также пандемический грипп A(H1N1). У Олега на работе – серьезная проверка, его отсутствие может стать угрозой бизнесу. Поэтому Олег принимает жаропонижающее средство, берет с собой 2 имеющиеся в запасе маски и отправляется на работу. Управившись с делами, решает купить лекарство, которое, как он знает, помогает от гриппа A(H1N1). С этой целью объезжает несколько аптек, но, не найдя лекарства и почувствовав себя очень плохо, едет домой. |
Ситуация 6. Наталья Ивановна, директор школы. В городе вспышка сезонного гриппа, среди заболевших много случаев пандемического гриппа A(H1N1). Директор обеспокоена ситуацией и хочет защитить учащихся и педагогов. Она знает, что одна из учительниц – волонтер Красного Креста, прошла подготовку на специальном тренинге и может рассказать о мерах профилактики гриппа и уходе за больными. Наталья Ивановна организует несколько лекций в актовом зале, чтобы все ученики и педагоги получили необходимую информацию. |
Информация в помощь ведущему
ПЯТЬ СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ ГРИППА
- Соблюдайте дистанцию при общении
- Мойте руки
- Закрывайте рот и нос при кашле и чихании
- Изолируйте больных
- Избавляйтесь от мусора
Перечисленные средства не остановят распространение гриппа. Но если мы будет применять их совместно и с течение длительного времени, то мы сможем:
- Замедлить распространение гриппа, что даст возможность оказать помощь всем, кто в этом нуждается.
- Сократить количество людей, одновременно заболевших гриппом, снижая тем самым нагрузку на учреждения здравоохранения и другие службы
- Сократить количество людей, заболевших гриппом, сохранить жизни и уменьшить страдания.
- Соблюдайте дистанцию при общении
Грипп передается от человека к человеку через крошечные капельки, которые выдыхаются, когда люди разговаривают, кашляют, чихают и поют. Это означает, что грипп легче всего передается при больших скоплениях народа, когда люди находятся близко друг к другу (на торговых объектах и в общественном транспорте). Если вы заболели, не приближайтесь к другим, избегайте больших скоплений людей, старайтесь максимально оставаться дома до выздоровления. Кроме того, если в вашем населенном пункте наблюдается локальная вспышка и вирус опасный, администрация населенного пункта должна обеспечить меры, позволяющие избегать тесных контактов. Если пандемический вирус не является серьезным заболеванием, некоторые из этих мер могут оказаться лишними. Запросите учреждение здравоохранения и другие структуры по мерам, которые вы должны предпринимать.
Как соблюдать дистанцию при общении
- Не приближайтесь к другим людям ближе, чем на 1-2 метра.
- Избегайте скопления людей.
- Ограничьте перемещения.
- Оставайтесь дома или работайте из дома, если это рекомендуется местными органами здравоохранения.
2. Мойте руки
Частое мытье рук является важным способом защиты и позволяет предотвратить распространение многих болезней. Оно особенно эффективно при предотвращении распространения заболеваний, которые передаются от человека человеку через вдыхание зараженного воздуха или предметы. Кашель, чихание или контакт с продуктами жизнедеятельности организма, контакт с предметами, на которых находится вирус, приводит к попаданию вируса на руки, одежду, поверхности (столы, дверные ручки, тарелки, кружки и т.д.), где вирус может выживать в течение нескольких дней. Мытье рук предотвращает попадание вирусов или микробов в организм при касании руками глаз, носа или рта. Использование масок также позволяет предотвратить контакт рта и носа с руками.
Если имеется дезинфицирующее средство, оно может использоваться для мытья рук.
Как мыть руки
Вначале намочите руки, затем намыльте их. Энергично трите поверхности кистей рук и пальцев в течение минимум 15 секунд. Это означает, что на мытье рук должно уходить столько же времени, сколько на пение короткой песни, например, «Happy Birthday» («С днем рождения тебя»). Смойте мыло. Также рекомендуется вытирать руки одноразовым бумажным полотенцем.
Мойте руки:
- Перед приготовлением пищи и перед едой
- После использования туалета, после переодевания или мытья детей
- После кашля, чихания или очищения носа
- Перед контактом с больным и после него
- После контакта с постелью больного, полотенцами, которыми он пользовался, одеждой и продуктами жизнедеятельности
- После контакта с животными и продуктами их жизнедеятельности
Важно иметь необходимое количество мыла и воды
Если мыла нет, может быть использована зола
- Закрывайте рот и нос при кашле и чихании
Большинство людей заболевает гриппом воздушно-капельным путем. Крошечные капли попадают в воздух, когда человек говорит, кашляет, плюет, поет или чихает. Человек может быть вирусоносителем в течение нескольких дней, прежде чем он она почувствует недомогание. Поэтому определить вирусоносителя не всегда представляется возможным. Эти капли могут попадать на руки, одежду, поверхности, где вирус живет несколько дней. Затем они попадают на руку и проникают в организм при касании рукой глаз, носа или рта.
Ключевым фактором в борьбе с гриппом является закрывание во время кашля или чихания. Вы можете закрываться одноразовой салфеткой, материей, которую вы можете постирать или выбросить после использования, или при помощи респираторной повязки. Закрывание носа и рта не позволяет капелькам с вирусом попасть в воздух и в чьи-нибудь легкие, а также на поверхности, с которых вирус может попасть в организм.
Как закрываться при кашле и чихании
- Закрываться следует одноразовой салфеткой или материей, которая часто стирается, предпочтительно сразу поле использования. Если их нет, используйте верхнюю поверхность рукава – поднесите локоть к вашему лицу. Ношение маски при заболевании также препятствует распространению капелек
- При любой возможности мойте руки после кашля и чихания
- Регулярно протирайте поверхности предметов мылом и водой (или другими бытовыми чистящими средствами) для предотвращения самозаражения. Самозаражение означает внесение вируса в организм в результате касания рта, носа или глаз руками, на которых находится вирус
- Ознакомьтесь с информацией о масках
4. Изолируйте больных
При вспышке заболевания гриппом учреждения здравоохранения будут переполнены. Большинство больных будут получать необходимое лечение и помощь дома (за исключением случаев, когда у больных возникают проблемы с дыханием).
Чтобы избежать распространения вируса, больной должен быть изолирован от остальных даже у себя дома, если это возможно.
Для некоторых взрослых согласится остаться дома трудно, если они чувствуют, что они должны идти на работу. Однако при появлении симптомов больные должны оставаться дома и не контактировать с другими людьми.
Человек считается больным, если у него или нее обнаруживается несколько симптомов гриппа.
Как предотвратить передачу инфекции от больных здоровым
- Если возможно, больной должен оставаться в отдельной комнате
- Только один из членов семьи выполняет уход за больным
- Кто лучше всего подходит на эту роль? Если кто-то из членов семьи полностью поправился от пандемического гриппа, это лицо может иметь иммунитет, поэтому это самый правильный выбор. Определенно это не может быть беременная женщина. По возможности это не должен быть пожилой человек или лицо, страдающее от хронического заболевания, например, от ВИЧ или туберкулеза. Следует не допускать контактов детей с больным. При заражении у названных категорий вероятно наиболее тяжелое течение болезни
- Больной должен носить маску или шарф, если рядом с ним находится лицо, осуществляющее уход, или другие лица на расстоянии менее одного метра, и тщательно прикрывать при кашле и чихании, рукавом, тканью или салфеткой
- Когда возможно, открывайте двери и окна и используйте вентиляторы, чтобы проветрить помещение
- Если больной направляется к работнику системы здравоохранения или в учреждение здравоохранения из-за серьезных симптомов, ему следует надевать маску или шарф
- Лица, осуществляющие уход, работники здравоохранения и все остальные лица должны носить маску или шарф, если они находятся на расстоянии в 1 метр от больного
- Не следует пользоваться зубными щетками, сигаретами, посудой, напитками, полотенцами, простынями или одеялам, которыми пользуется больной
- Лицо, осуществляющее уход, должно использовать чистящие средства для чистки одежды, постельных принадлежностей, полотенец и других предметов, которыми пользовался больной, а также пищевых принадлежностей и поверхностей, которые могут быть заражены жидкостями больного человека. Сюда относится любая ткань, предмет или поверхность, которые могли оказаться зараженными в результате попадания жидкости при кашле и чихании. Если имеется такая возможность, очищенные предметы следует сушить на солнце
- Больной не должен уходить из дома до полного выздоровления.
Когда безопасно выходить снова? Подождите минимум 24 часа после исчезновения всех симптомов. Специалисты смогут сообщить о сроках дополнительно.
- Когда больной поправился, он или она должны чувствовать способность вернуться к работе. Вероятность повторного заболевания гриппом у людей, которые им переболели, не является более высокой -фактически считается, что вероятность повторного заболевания является более низкой -и они могут становиться добровольцами.
5. Избавляйтесь от мусора
- Использованные салфетки, маски и другой мусор необходимо плотно упаковывать в полиэтиленовый пакет. В этом же пакете мусор необходимо выбрасывать, можно также сжигать.
- Если салфетки и маски не одноразовые, их также нужно после использования упаковывать в пакет, а затем стирать и утюжить.
Рекомендации по использованию
лицевых и респираторных масок
Сведений об эффективности ношения масок или респираторов с целью ограничения распространения пандемического гриппа очень мало. Маски и респираторы при правильном их использовании могут способствовать снижению риска заражения гриппом, но их нужно всегда использовать в сочетании с пятью способами профилактики гриппа.
Чтобы хирургические маски и респираторы обеспечивали защиту, их нужно правильно использовать.
Ношение лицевой или респираторной маски
Рекомендуется носить лицевую маску, если
- Вы заболели гриппом и считаете, что вам придется тесно соприкасаться с другими людьми.
- Вы живете вместе с кем-то, кто заболел гриппом (следовательно, вы, возможно, находитесь на ранних стадиях заболевания), а вам приходится быть в местах массового скопления людей. Сократите время пребывания в местах скопления большого количества людей и носите лицевую маску, пока вы находитесь там.
- Вы здоровы и не предполагаете вступать в близкий контакт с больным человеком, но вам придется оказаться в месте скопления людей.Сократите время пребывания в местах скопления большого количества людей и носите лицевую маску, пока вы находитесь там.
Что такое лицевая маска?
Лицевые маски — это неплотно прилегающие разовые маски, которые закрывают нос и рот. Лицевые маски помогают не допустить распространения капелек лицом, которое носит маску. Они также препятствуют попаданию брызг или аэрозоля в рот и нос человека, носящего маску. Они не предназначаются для вашей защиты от вдыхания очень мелких частиц. Лицевые маски нужно использовать один раз, после чего поместить в пластиковый пакет, который нужно надежно закрыть, и выбросить в мусорное ведро.
Уход за больным гриппом на дому (30 минут)
Упражнение «Веревочка»
Ведущий в центре аудитории ставит два стула на расстоянии 1,5 – 2 метра друг от друга и натягивает между ними веревку. На веревку при помощи скрепок крепит карточки формата А4, на каждой из которых написано по одному из основных аспектов ухода за больным на дому:
Способы изоляции больного |
Функции сиделки по уходу за больными
|
Лечение повышенной температуры
|
Обеспечение питьем и профилактика обезвоживание
|
Далее раздает каждому участнику одну или две – в зависимости от количества участников – небольшие карточки (четверть листа А4), на которых записаны рекомендации по уходу на дому за больным гриппом.
Задача участников, прочитав свою карточку, подумать, какому из 4 основных аспектов относится данная рекомендация и почему. Затем участники по очереди выходят, зачитывают текст со своей карточки, объясняют, куда и почему они относят рекомендацию и крепят к соответствующему аспекту скрепкой (или скотчем).
Карточки для участников:
Способы изоляции больного |
||
Если вы плохо себя чувствуете, оставайтесь дома |
Если коллеги или друзья заболели, просите их оставаться дома |
|
Не отправляйте детей в школу, если они чувствуют себя плохо, ухаживайте за ними и запретите играть с другими детьми |
Выберите одного члена семьи (за исключением беременных женщин), который будет ухаживать за больным человеком |
|
Постарайтесь сделать так, чтобы только один член семьи непосредственно контактировал с больным (например, сиделка из членов семьи или общественный работник) |
Старайтесь держать больного в отдельной комнате или хотя бы отдельной части комнаты |
|
Больной человек и сиделка не должны контактировать с другими людьми |
|
|
Функции сиделки по уходу за больными |
||
Постельный режим |
Обильное питье |
|
Лекарство против температуры |
Питание
|
|
Свежий воздух |
Чистое и сухое постельное белье
|
|
По назначению врача – антибиотики
|
Контроль за появлением опасных признаков |
|
Лечение повышенной температуры |
||
Давайте лекарственные средства, такие как ибупрофен, парацетамол или ацетаминофен. Эти лекарственные средства могут использоваться каждые 6 часов, чтобы избежать лихорадочного состояния |
Не давайте аспирин новорожденным, детям или подросткам, поскольку он может вызывать синдром Рейе, опасный для жизни больного
|
|
Обтирание тепловатой водой (температура определяется запястьем) может снизить температуру пациента. Не используйте алкоголь |
Следуйте любым доступным инструкциям органов власти (радио, буклеты) в отношении лечения повышенной температуры в период пандемии |
|
Следите, чтобы пациент был одет в сухую, чистую, просторную одежду |
Если человеку холодно, накройте его одеялом |
|
Если человек становится очень горячим, расстегните одежду |
|
|
Обеспечение питьем и профилактика обезвоживание |
||
Грудное вскармливание, если болеет младенец, не прекращать |
Давать много питья
|
|
Постарайтесь обратить внимание, сколько раз пациент ходит в туалет. Важно убедиться, что он делает это несколько раз в день, при этом моча не становится темнее |
Оставляйте питье у кровати больного |
|
Если мочеиспускание у пациента происходит недостаточно часто, или же его моча темнеет, заставляйте его пить больше |
Если больной очень слаб, то сиделка может предложить небольшое количество жидкости, по чайной ложечке, но как можно чаще |
|
Осторожно ущипните участок кожи на животе (у ребенка) или на верхней части груди (у взрослого), а затем отпустить. Если жидкости в организме достаточно, кожа сразу вернется в исходное положение. Если же человек обезвожен, кожа будет оставаться вытянутой в форме щипка несколько секунд |
|
|
По окончании упражнения ведущий спрашивает у участников, все ли им понятно относительно ухода за больным гриппом на дому.
Закрепление полученной информации о гриппе (40 минут)
Ситуационная игра «Найди ошибку».
Игра направлена на закрепление информации и развитие навыков ее применения на практике.
Ведущий объединяет участников в 6 малых групп, используя игру «Семья»
Игра «Семья».
Для проведения игры ведущий заранее готовит карточки с «семейными» ролями. Всего 6 семей, например, Ивановы, Петровы, Васечкины, Курочкины, Сидоровы и Николаевы. В каждой семье есть бабушка, дедушка, папа, мама, возможно, сын или дочь – в зависимости от количества участников. Ведущий дает возможность каждому участнику выбрать по одному заранее заготовленному сложенному листку бумаги с определенной ролью (либо дедушки Петрова, либо бабушка Иванова, либо сын Васечкин и другие). После того как каждый игрок сделает свой выбор, ведущий просит участников осторожно развернуть свой листок и узнать свою роль так, чтобы никто и не догадался, какая роль кому досталась. Ведущий объявляет всем участникам о существовании нескольких семей. А также конкретизирует те роли, которые есть в семье: дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь. Ведущий просит участников по его команде найти своих родственников и собраться в семьи, поместив всю свою семью на одном стуле по старшинству – дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь.
Теперь ведущий просит каждую «семью» сесть отдельно и дает каждой получившейся группе карточку с ситуацией.
Задание группам:
Вам необходимо внимательно прочитать ситуацию и найти ошибки, которые допускают герои в контексте профилактики пандемического гриппа. Затем вам нужно будет представить свою ситуацию другим группам – зачитать, проиграть и т.п. Все остальные должны будут найти ошибки и по окончании презентации назвать их, объяснить и озвучить правильный вариант (варианты) поведения.
На подготовку задания у вас есть 10 минут.
Презентация ситуаций.
На выступление каждой группе дается 2 – 3 минуты.
Ведущий обращает внимание на то, что во время демонстрации группы всем остальным участникам необходимо следить за правильностью выполняемых действий и фиксировать допущенные ошибки.
Обсуждение.
После каждой демонстрации участники озвучивают ошибки либо потенциально опасные ситуации, которые имели, и проговаривают, какие действия необходимо предпринять, чтобы снизить риски.
Карточки с ситуациями:
Ситуация 1. Вы навещаете больную. Она – ваша двоюродная сестра, находится одна, в спальне. На столе возле кровати лежит скатерть. Вы кладете на стол свои вещи – телефон, сумочку. Вы давно не виделись, и здороваетесь с ней, пожимая руку. Вы интересуетесь у неё о её самочувствии, осторожно дотрагиваетесь до нее, проверяете, не страдает ли она от обезвоживания. |
Ситуация 2. Вы педагог начальной школы. Одному из ваших учеников на уроке стало плохо. Ребенку было плохо с утра, однако он сказал Вам о плохом самочувствии только на 3-м уроке. Вы отвели его в медкабинет, у него высокая температура. Ваши действия? |
Ситуация 3. Ваша знакомая инфицирована вирусом гриппа. Она чихнула, закрыв лицо руками, как раз перед вашим приходом. Вирус остался на ее руках, на одеяле, на столе у кровати. Как вы приветствовали ее? Что вы почувствовали, когда не смогли прикоснуться к ней? Что вы говорите? |
Ситуация 4. Марина, 30 лет, замужем, дочери 8 лет. В городе вспышка сезонного гриппа, среди заболевших встречается также пандемический грипп A(H1N1). Марина находится на больничном. Пока она чувствовала себя очень плохо, с домашними делами помогал муж. Но теперь температура немного снизилась, голова болит не так сильно, и Марина стала сама готовить и выполнять другую работу по дому. К тому же ей очень трудно держаться на расстоянии от ребенка, поэтому Марина продолжает общаться с девочкой, при этом просит ее прикрывать рот и нос шарфиком.
|
Ситуация 5. Олег, 37 лет, владелец сети магазинов. Утром проснулся с высокой температурой и сильной головной болью. В городе вспышка сезонного гриппа, среди заболевших встречается также пандемический грипп A(H1N1). У Олега на работе – серьезная проверка, его отсутствие может стать угрозой бизнесу. Поэтому Олег принимает жаропонижающее средство, берет с собой 2 имеющиеся в запасе маски и отправляется на работу. Управившись с делами, решает купить лекарство, которое, как он знает, помогает от гриппа A(H1N1). С этой целью объезжает несколько аптек, но, не найдя лекарства и почувствовав себя очень плохо, едет домой. |
Ситуация 6. Наталья Ивановна, директор школы. В городе вспышка сезонного гриппа, среди заболевших много случаев пандемического гриппа A(H1N1). Директор обеспокоена ситуацией и хочет защитить учащихся и педагогов. Она знает, что одна из учительниц – волонтер Красного Креста, прошла подготовку на специальном тренинге и может рассказать о мерах профилактики гриппа и уходе за больными. Наталья Ивановна организует несколько лекций в актовом зале, чтобы все ученики и педагоги получили необходимую информацию. |
Под сиделкой понимается любой человек, осуществляющий уход за больным гриппом на дому